На российских дорогах могут появиться платные полосы

Росавтодор рассматривает возможность введения отдельных полос на дорогах, проезд по которым будет платным. Специальные платные скоростные выделенки уже успешно эксплуатируются в некоторых западных странах.

«Данная схема организации движения набирает популярность в мировых масштабах. Идея заключается в том, что в часы пиковой нагрузки на магистрали открывается платная скоростная полоса, а с помощью автоматизированной системы сбора оплаты для желающих обеспечивается возможность быстрого проезда по загруженной трассе», - рассказали «Коммерсанту» в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор).

О том, сколько может стоить проезд по отдельным платным полосам, и где эти полосу могут расположить, в ведомстве пока не говорят. 

Росавтодор строит планы с оглядкой на западный опыт. В США и Израиле есть платные выделенки с гибкой системой тарифов – цены могут меняться в зависимости от загруженности улиц. Ведомство больше привлекает израильская модель – глава агентства Роман Старовойт уже побывал в стране и оценил успехи новой для России схемы.

В Израиле платные полосы (fast lane) появились в 2011 году – первая была выделена на участке трассы от аэропорта Бен-Гурион до Тель-Авива. Стоимость зависит от загруженности дороги и варьируется в пределах от 7 до 85 шекелей (70-850 рублей) – чем плотнее трафик, тем дороже проезд. О том, сколько придется заплатить, водители узнают из информационных табло, установленных над дорогой и отображающих актуальные цены. 

Для оплаты используется установленный в автомобиле транспондер с радиометкой, которую считывают специальные детекторы. Если такого устройства нет или денег на счету не хватило, за выезд на платную выделенку водителя ждет штраф (приходит автоматически по почте). Платными выделенками могут бесплатно пользоваться автобусы и машины с тремя-четырьмя пассажирами.

В госкомпании «Автодор», которая занимается строительством и содержанием платных дорог в России, «Коммерсанту» заявили, что пока «не проводили расчеты строительства скоростных платных полос».

В Росавтодоре добавили, что для организации платных полос потребуются инвестиции, в том числе, частные. «Концессионер достраивает одну полосу движения за свои средства, после чего делает ее использование платным и зарабатывает на последующей эксплуатации», - пояснили в ведомстве. Такой способ применяется в частности в США. 

Опрошенные изданием эксперты сомневаются в эффективности введения платных скоростных полос в нашей стране. Как показывает опыт, российские водители зачастую пытаются обмануть систему. «Вводить платные полосы можно только на трех-четырехполосных трассах. Водители должны понимать, за что с них берут деньги, и иметь при этом бесплатный альтернативный вариант. Боюсь, что на практике будет так: существующую убитую однополосную дорогу дополнят еще новой полосой и начнут брать плату. Водители, чувствуя несправедливость своего положения, естественно, будут пытаться обмануть систему: ездить между камерами, заклеивать номера, как это сейчас происходит на выделенных полосах», - прокомментировал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин приводит в качестве аргумента «против» массу сложностей для инвестора, возникающих при строительстве отдельной полосы: «Чтобы достроить полосу и брать плату, придется решить множество юридических вопросов, в том числе и с землеотводом. Кроме того, дорога должна быть достаточно широкой, чтобы ввести платную полосу, а таких в России немного. Я бы сто раз подумал, стоит ли игра свеч». 

Источник: Авто.Вести

Есть вопрос? Напишите нам