8-9 апреля 2015 года в г. Екатеринбурге состоялась 12-я ежегодная конференция Ассоциации «РАДОР»

8-9 апреля 2015 года в г. Екатеринбурге состоялась 12-я ежегодная конференция Ассоциации «РАДОР» «Прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог». В этом году она была совмещена с 8-й межрегиональной научно-практической конференцией Правительства Свердловской области «Модернизация дорожного хозяйства: опыт и перспектива». Мероприятие прошло при поддержке Федерального дорожного агентства, Правительства Свердловской области и ГК «Российские автомобильные дороги», сообщается на официальном сайте Ассоциации «РАДОР». 

В рамках конференции обсуждались инновационные технологии строительства, ремонта и содержания автодорог, а также перспективы развития дорожной отрасли в России.

В мероприятии приняли участие более 500 специалистов дорожной отрасли из 34 субъектов РФ. 

Первый день работы конференции открыли генеральный директор Ассоциации «РАДОР» И.И. Старыгин и заместитель председателя Правительства Свердловской области С.М. Зырянов. 

С докладами выступили:

- И.И. Старыгин, генеральный директор Ассоциации «РАДОР»;

- А.М. Сидоренко, министр транспорта Свердловской области;

- И.Г. Астахов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства;

- И.А. Урманов,  первый заместитель Председателя Правления ГК «Автодор»;

- Н.В. Быстров, председатель ТК 418 «Дорожное хозяйство»;

- Е.Н. Семенова, начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Федерального дорожного агентства;

и другие. 

И.И. Старыгин выступил с докладом об основных итогах развития дорожного хозяйства в субъектах РФ в 2014 году и задачах на 2015-2016 годы. Он отметил, что в настоящее время перед территориальными органами управления автомобильными дорогами стоят две основные стратегические задачи: приведение существующей сети автодорог регионального значенияв нормативное состояние и исполнение поручения Президента РФ по удвоению объемов строительства и реконструкции автодорог в ближайшее десятилетие. Он рассказал о текущем состоянии сети региональных автодорог и подчеркнул, что по состоянию на 1 января 2015 года лишь 62,9% дорог отвечают нормативным требованиям. При этом по итогам 2014 года отремонтировано 9,2 тыс. км, построено и реконструировано – 1,3 тыс. км. Оба показателя не достигли запланированных на этот период объемов. 

И.И. Старыгин сообщил, что объем финансирования дорожных фондов субъектов РФ составил в 2014 году 345 млрд рублей, из которых 284,7 млрд рублей были направлены непосредственно на выполнение на автодорогах дорожных работ ремонтного значения, 56,9 млрд рублей –на субсидии муниципалитетам и 3,4 млрд рублей – на погашение бюджетных кредитов. При таких показателях потребность субъектов РФ в финансовых ресурсах на содержание, ремонт и капитальный ремонт автодорог оказалась обеспечена лишь на 14,4%. 

В части решения задачи по удвоению объемов строительства необходима оптимизация стоимости строительства автомобильных дорог в части проектирования и строительства автодорог с низкой интенсивностью движения, требуется введение в действие нового стандарта. Кроме того, важно обеспечить оценку вклада субъектов РФ в решение задачи по удвоению объемов строительства через методику оценки инвестиционных затрат субъектов РФ, а именно через укрупненные нормативы затрат на сооружение дорожных объектов производить пересчет протяженности мостов, транспортных развязок, путепроводов в приведенные километры через укрупненные нормативы затрат на сооружение дорожных объектов. 

В части перспектив финансирования дорожных фондов субъектов РФ в 2015 году отмечено, что наиболее надежным источником формирования региональных фондов остается транспортный налог: в 2014 году объем его поступлений превысил прогнозные оценки на 6,7 млрд рублей и составил 117,5 млрд рублей. В то же время акцизы на ГСМ характеризуются серьезным недосбором: дорожными фондами субъектов РФ в 2014 году недополучено относительно запланированных объемов более 80 млрд рублей. В условиях нестабильной финансово-экономической ситуации, отметил И.И. Старыгин, для достижения поставленных целей необходимо сохранить существующую систему формирования дорожных фондов в части основных источников: акцизов на ГСМ и транспортного налога.

В сложившихся условиях субъектам РФ следует максимально использовать свои резервы в части 100%-го направления в дорожные фонды акцизов на ГСМ и транспортного налога, а также исключения оплаты из дорожных фондов налога на имущество в части автодорог регионального значения. На сегодняшний день полностью освобождены от данной обязанности собственники автодорог в 43 субъектах РФ, в 4 оплата производится по пониженным ставкам.

Необходимость эффективного использования средств дорожных фондов возникает и в части обеспечения транспортной безопасности дорожных объектов. По расчетам, единовременные капитальные вложения на реализацию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности должны составить 185 млрд рублей, а ежегодные текущие затраты – 75 млрд рублей. Предложения Ассоциации «РАДОР» по внесению изменения в законодательство о транспортной безопасности в части критериев оценки объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с рисками потенциальной угрозы направлены в Минтранс России. 

В докладе была затронута тема обеспечения сохранности автодорог регионального значения и использования дополнительных источников наполнения дорожных фондов путем организации эффективной системы весогабаритного контроля в субъектах РФ. На сегодняшний день активная работа в данном направлении ведется в таких регионах, как Оренбургская, Иркутская, Томская и Свердловская области, в республиках Татарстан и Башкортостан, а также в Ханты-Мансийском автономном округе. Всего же в 2014 году в субъектах РФ в отношении транспортных средств, осуществляющие перевозку сверхнормативных тяжеловесных грузов, составлено более 125 тыс. актов о превышении транспортными средствами допустимых осевых нагрузок и (или) массы транспортных средств на общую сумму свыше 1 млрд рублей, из которых 358 млн рублей уже взыскано в добровольном порядке.

О состоянии и перспективах развития дорожной сети Свердловской области рассказал А.М. Сидоренко. Он отметил, что для исполнения поручения Президента РФ по увеличению сети автодорог за период 2013-2022 годы в регионе необходимо обеспечить ввод 893 км автодорог. Для роста существующих темпов строительства и достижения плановых показателей министерством транспорта и связи Свердловской области разработан перечень предложений, который был озвучен на конференции. В частности, отмечена необходимость выделения регионам субсидий из федерального бюджета на строительство обходов городов-миллионников и строящихся в регионах межрегиональных автодорог, имеющих федеральное значение.

Также указано, что положительно на развитие дорожного хозяйства в регионах может отразиться зачисление в дорожные фонды субъектов федерации штрафов за правонарушения в области дорожного движения; увеличение ставки акцизов на нефтепродукты на один рубль за литр с зачислением соответствующих объемов акцизов в региональные бюджеты; зачисление доходов от налога на добавленную стоимость в размере 25 процентов в региональные и муниципальные дорожные фонды; направление доходов от взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам федерального значения транспортными средствами разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, в региональные и муниципальные дорожные фонды.

И.Г. Астахов в своем докладе подробно остановился на ходе создания сети автоматизированных стационарных пунктов весогабаритного контроля с функцией фото- и видеофиксации.

Он отметил, что в настоящее время с целью повышения эффективности обеспечения сохранности автомобильных дорог ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы: в частности, решаются вопросы введения обязанности прохождения весогабаритного контроля и ответственности за уклонение от прохождения весогабаритного контроля, а также наделения владельцев автодорог полномочиями по обеспечению фиксации правонарушений. В части взаимодействия с регионами, добавил он, предполагается создание единой общероссийской системы выдачи спецразрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, организация единой общероссийской системы мониторинга таких грузов с возможностью проверки наличия спецразрешения, а также создание в каждом регионе РФ совместного плана размещения стационарных пунктов весового контроля.

Блок вопросов, рассмотренных на конференции, был посвящен создаваемой системе взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования транспортными средствами общей массой более 12 т, а также необходимости технологической увязки системы, создаваемой на федеральных автодорогах, с аналогичными системами на сети автодорог регионального и межмуниципального значения.

Также был выделен блок вопросов, связанных с реализацией проектов государственно-частного партнерства. С докладом о нормативно-правовой базе реализации проектов ГЧП на автомобильных дорогах федерального значения и в регионах РФ выступила Е.Н. Семенова. Опытом реализации проектов ГЧП в дорожном хозяйстве субъекта РФ поделился заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики А.М. Соловьев.

В рамках второго дня конференции прошла работа трех тематических секций: «Прогрессивные технологии ремонта и содержания автомобильных дорог», «Безопасность дорожного движения и информационные технологии в дорожном хозяйстве» и «Требования к строительным материалам для строительства автомобильных дорог в свете новых технических регламентов и межгосударственных ГОСТов Таможенного союза». 

В рамках конференции состоялась также демонстрация современных технических средств организации дорожного движения. Таким образом, конференция стала платформой для знакомства с передовыми инновационными технологиями на всех стадиях жизненного цикла автомобильных дорог от планирования и проектирования, строительства, технического содержания и управления дорожными активами до применения инновационных финансовых механизмов и привлечения частного финансирования.

Есть вопрос? Напишите нам