Фронтовые дороги Победы. Их прокладывали тверские дорожники в годы войны / Тверская жизнь

Вся история Великой Отечественной служит примером массового героизма советских людей, проявленного ими как на фронте, так и в тылу. Но были среди них и те, кто приближал нашу общую Победу, сражаясь с врагом и «мечом и оралом». Это дорожные строители, которые внесли неоценимый вклад в разгром фашистов, проявляя храбрость на передовой и в тылу. Не жалея себя, порой под огнем врага, они возводили и восстанавливали переправы, строили дороги и мосты. Без этой большой самоотверженной работы были бы невозможны своевременная доставка воинских частей, техники, боеприпасов, продовольствия и, как следствие, успешные действия наших войск в целом. Они трудились и в жару, и в 30-градусные морозы, днем и ночью, выполняя нормы выработки на 150 и более процентов. И отважно сражались с противником, когда немцы пытались им в этом помешать.

Самоотверженный труд военных дорожников в годы Великой Отечественной войны являлся неотъемлемой составляющей одержанной над врагом победы. О его масштабе красноречиво говорят такие цифры: в годы войны было построено, восстановлено и отремонтировано свыше 100 тыс. км дорог и более 1 млн погонных метров автодорожных мостов. А более 21 тыс. солдат, сержантов, офицеров и генералов дорожных войск были представлены к высоким наградам страны. Есть среди них и тверские дорожники, память о которых бережно хранит для нас ветеран этой отрасли, президент Дорожно-строительной ассоциации Тверской области Владимир Шеин.

– Опыт дорожного обеспечения в годы Великой Оте­чественной пригодился и в мирное время, когда надо было восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Без строительства дорог сделать это было очень сложно. Посудите сами: даже те, которые уцелели, были настолько разбиты, что по ним, к примеру, из Твери до Осташкова, приходилось добираться сутки, а до Весьегонска — около полутора. Не лучше обстояло дело и в других областях, особенно там, где шли бои. Поэтому советское правительство приняло специальную программу по восстановлению всего комплекса дорожного хозяйства, выделив для ее реализации значительные финансовые средства. Главная проблема заключалась в том, что квалифицированных специалистов в этой отрасли катастрофически не хватало. И тогда ключевые должности в системе дорожного хозяйства в Торопецком, Максатихинском, Вышневолоцком и других районах Калининской области заняли бывшие фронтовики. То, что им удалось сделать, вызывает удивление и восхищение даже у современных специалистов с высшим профильным образованием. Не случайно, что такие люди, как Федор Никитич Никитин из Вышнего Волочка, который смог за короткий срок создать в своем районе разветвленную дорожную сеть, прослужившую людям почти 30 лет, до сих пор являются для нас примером. И таких, как он, тех, кто прошел войну, а потом многие годы работал в дорожно-строительном хозяйстве, в нашей области было немало. В Дирекции территориального Дорожного фонда Тверской области есть небольшой музей, где можно увидеть портреты тех, кто возглавлял «Тверьавтодор» начиная с 40-х годов прошлого столетия. Центральное место в этой галерее почета по праву занимают имена руководителя Алексея Степановича Принцева и начальника проектной конторы Ивана Алексеевича Соколова, Героя России Николая Андреевича Сальникова, который после службы в Вооруженных силах долгое время работал в аппарате «Автодора». Добрую память о себе оставил и Иван Иванович Соловьев, который приехал в Тверь в 60-е годы. Во многом именно благодаря его усилиям и организаторскому таланту было создано дорожно-строительное управление, построено много производственных баз и квартир для работников отрасли.

Если говорить о содержании дорог, то в первую очередь в памяти всплывает имя первого руководителя ДСУ №1 Бараховского Иосифа Михайловича. Он тоже был фронтовиком и все вопросы решал по-военному — «с платформы в бой». Нет щебня и битума? Будет. Нужно перевезти технику за 10–12 часов в другую область? Перевезем. Если в ночную смену сломалась какая-то машина, то все знали: утром она снова будет работать.

В послевоенные годы в области было создано управление №9, которое занималось реконструкцией дороги Москва — Санкт-Петербург, а затем строительством трассы Москва — Рига. Руководил им участник войны Иван Корнеевич Бруй. Вместе с ним трудились такие же фронтовики — Василий Семенович Долбов, Исаак Александрович Витенберг и ряд других. Под руководством этих людей была создана основная дорожная сеть тверского региона, а новая трасса Москва — Рига соединила все прилегающие к ней райцентры.

Нельзя не сказать об одном из старейших подразделений дорожного строительства области – Удомельском, созданном в 1935 году. Сначала это был производственный участок, потом дорожное ремонтно-строительное управление, в котором работало немало бывших фронтовиков. А затем наработанный ими опыт стал основой трудовых достижений нынешнего поколения дорожников, работающих сегодня в ООО «Магистраль».

В преддверии Дня Победы хочется с благодарностью вспомнить и многих других людей, тех, кто стоял у истоков созданной несколькими поколениями специалистов сети магистральных и сельских дорог Верхневолжья. Николая Курочкина, заместителя председателя облисполкома Тверской области, курировавшего дорожную отрасль, Марию Суязову, работавшую в аппарате «Тверьавтодорстрой», Героя России Николая Сальникова – одного из руководителей «Автодора», ветеранов отрасли – Владимира Харичева, Алексея Суязова и Василия Суязова, всех наших замечательных дорожников, чей вклад в развитие экономики Тверской области трудно переоценить. Их имена навсегда вписаны золотыми буквами в летопись дорожной отрасли нашего региона, и тем, кто пришел им на смену, есть чему у них поучиться. Опыт своих предшественников помогает и ныне действующим организациям, таким, как ООО «ДУ Гражданстрой», ООО «Калязинское ДРСУ», ООО «Автодор» (г. Андреаполь), ООО «Магистраль» (г. Удомля), АО «Лихославль­автодор», и многим другим, отлично делать свое дело и показывать пример высокого профессионализма в работе. И у сегодняшних руководителей отрасли, и у ее ветеранов есть только одно пожелание к тем, кто строит сейчас наши дороги: пусть результаты вашего труда – дороги, мосты, скоростные трассы – будут отвечать всем современным требованиям к их качеству и долго прослужат людям.

Тверская жизнь

Есть вопрос? Напишите нам