"Тверские ведомости": дороги становятся лучше

***

В нынешнем году на ремонт дорог и приведение в порядок дворовых территорий Твери из бюджетов всех уровней перечислено более 310 миллионов рублей. После текущего ремонта уже сданы участки от улицы Коняевской до поворота на ЦРБ, от Смоленского переулка до площади Гагарина, от улицы Орджоникидзе до Волоколамского проспекта, от площади Терешковой до разворотного кольца троллейбусов в микрорайоне Чайка, от улицы Левитана до Бурашевского шоссе. Капитально же отремонтировать в нынешнем году планировалось два объекта в Пролетарском районе: в Коллективном переулке и на улице Стахановской. Дорогу в Коллективном переулке подрядчик ООО ДУ «Гражданстрой» привело в порядок менее чем за месяц: заасфальтирована проезжая часть, обустроены съезды и обочины, установлены новые дорожные знаки. В процессе ремонтных работ пришедшие в негодность канализационные колодцы подняли, установили новые кольца или опорные плиты и вывели их на один уровень с дорогой. На улице Стахановской идут работы по подготовке основания для асфальтобетонного покрытия. Предстоит заменить более километра дорожного полотна общей площадью 4915 квадратных метров. Ширина проезжей части при этом составит 4,2 метра. Окончание работ запланировано на 1 октября.

Примечательный факт: во время посещения корреспондентом «Тверских ведомостей» объекта рабочие разносили по домам листовки, в которых дорожники извинялись перед жителями за принесенные неудобства… В целом же по городу дорожная ремонтная кампания практически завершена. – В нынешнем году мы провели работы как никогда качественно, – отмечает глава администрации Твери Валерий Павлов. – Шел контроль буквально за каждым метром покрытия. В рамках договора, заключенного с лабораторией «Дирекции территориального дорожного фонда», специалисты делали вырубки для определения качества асфальтобетонного покрытия. В случае выявления недочетов подрядчикам предъявлялись претензии, часть работ была переделана.

Отдельная тема – Восточный мост. По словам Валерия Павлова, капитальный ремонт предусматривает работы по усилению пролетных строений, обеспечивающих нормативную надежность и долговечность моста, а также полную замену проезжей его части с исправлением существующего продольного профиля. Ремонтные работы в 2012–2013 годах планируется вести без полной остановки движения транспорта с поочередным закрытием правой и левой половин моста.

***

Ситуацию в дорожном хозяйстве удалось изменить в лучшую сторону благодаря воссозданию регионального дорожного фонда, который начал действовать с 1 января 2012 года. Источники наполнения фонда остались прежними. Это транспортный налог и акцизы от продажи горюче-смазочных материалов. Эти средства носят целевой характер, то есть направляются исключительно на содержание, текущий, капитальный ремонт и строительство дорог, а также их проектирование.

Важно, что деньги, не использованные в текущем году, могут переходить на следующий год. В результате дорожным строителям не придется спешить с освоением средств, как это было раньше, зачастую в ущерб качеству работ. Бюджет фонда на этот год превышает 4 миллиарда рублей – почти десять процентов областного бюджета.

– Мы вернулись к хорошей практике согласования дорожных объектов, подлежащих ремонту, с главами муниципальных образований. Это дало приличный эффект, так как фонд начал финансировать приоритетные, с точки зрения местной власти, объекты, – отмечает министр транспорта Тверской области Андрей Суязов.В частности, 380 миллионов было выделено на ремонт дорог, по которым проходят школьные маршруты. Прежде им не уделялось достаточного внимания: основной упор делался на приведение в нормативное состояние дорог первого класса. А школьные маршруты пролегают преимущественно по дорогам второго и третьего классов. На выделенные средства будет отремонтировано около 200 километров дорог. Эта же практика будет продолжена и в последующие годы.

Что касается дорог местного значения, то на их ремонт из областного и районных бюджетов выделен почти миллиард рублей: 715,9 миллиона рублей – деньги региональные и 247,8 миллиона – муниципальные. На эти средства планируется отремонтировать 67,3 километра дорог (41 объект) и 308466,4 квадратных метра дворовых территорий (48 объектов). Для сравнения: в 2011 году было отремонтировано 32,2 километра дорог и реконструировано 9,08 километра. При этом общий объем средств, выделенных в рамках фонда софинансирования расходов, составил 455,5 миллиона рублей (220,2 миллиона из них – затраты муниципалитетов).

Не секрет, что, имея массу проблем в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ, руководители муниципальных образований выделяли средства на приведение в порядок дорог по остаточному принципу. Теперь схема софинансирования существенно изменена. Ранее, чтобы получить деньги на ремонт дорог из областного бюджета, муниципалитетам нужно было вложить в ремонт 50 процентов средств местного бюджета (и 50 перечислял областной). Деньги приличные. Поэтому за последние пять лет, исключая 2012 год, 12 районов области, а также входящие в их состав сельские поселения и городские округа вообще не принимали участие в этой программе. Теперь доля софинансирования для большинства районов составляет 10 процентов и 90 процентов средств вкладывает областной бюджет.

***

Важно, что на работах задействованы местные дорожные предприятия. В период отсутствия регионального фонда они работали исключительно на средства, выделяемые на содержание дорог, чего для полноценной деятельности явно не хватало. Теперь же обеспеченность работой дорожных предприятий позволяет говорить об определенной стабильности.

Еще один существенный «плюс» в деятельности фонда заключается в том, что при наличии больших финансовых средств удалось существенно сократить сроки ввода в эксплуатацию ряда значимых объектов. Яркий тому пример – автодорога Александровка – Новая Орша в калининском районе, которую планировалось отремонтировать к 2014 году. Это стало возможным благодаря направленным на ремонт объекта дополнительным средствам. В итоге подрядная организация ведет работы со значительным опережением графика и ремонт 14-километрового участка дороги будет завершен уже в сентябре. Следует отметить, что региональная власть уделят серьезное внимание и ремонту искусственных сооружений. По данным территориального дорожного фонда, в 2012 году введен в эксплуатацию мост через ручей у деревни Красново на автодороге Рябеево – Красново в Калининском районе, продолжается реконструкция автодороги Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка, готовится к вводу после капитального ремонта автодорога Лисьи Горы – Анцифераво – Михайловское в Лихославльском районе. Уже закончены работы по ремонту аварийного моста на автодороге Егна – Филиппцево в Весьегонском районе.

– Безусловно, как и в любой другой отрасли, в дорожной тоже хватает проблем. Пожалуй, самая главная из них – кадровая,говорит Андрей Суязов. – Сейчас очень сложно найти молодого специалиста, который после окончания вуза был готов пойти в дорожное строительство, особенно на работы в районные дорожные предприятия.

 Вторая проблема, с которой приходится сталкиваться, – недоремонт дорог. В регионе их 15 тысяч километров. В идеале по нормативам нужно ежегодно ремонтировать 1,5 тысячи километров, чтобы потом содержать этот участок и возвращаться к его капитальному ремонту только через десять лет. А теперь представьте, сколько средств надо вкладывать в ремонт дорог с асфальтобетонным покрытием и мостов в целом. Да, в нынешнем году средства на приведение дорог в нормативное состояние выделены большие. Но и ответственность за их эффективное освоение немалая.

Станислав ШУТОВ

Есть вопрос? Напишите нам