Президент Тверского государственного технического университета Вячеслав Миронов отмечает сегодня свое 75-летие

Его университеты

Накануне Дня рождения Вячеслав Александрович раскрыл корреспонденту «ТЖ» секреты своей успешной карьеры.

- Вячеслав Александрович, вехи вашей трудовой биографии известны если не всем, то очень многим. Президент Тверского государственного технического университета, действительный член семи международных и российских академий, «Почетный дорожник России», «Почётный строитель России» … Но вот о Вашем пути ко всем этим титулам и рангам вы редко с кем делитесь. Вернемся в военное время. Какую школу жизни прошел в то время мальчик Слава Миронов?

- Я родился в 1939 году в Ленинграде, но мои корни здесь – в Тверской области. В областном центре жили родители моего отца, родные проживали также и в Кашинском районе. Уехать из Ленинграда нам с мамой пришлось в 1941 году, тогда на свет должен был появиться мой средний брат Виктор. Блокада еще не началась, поэтому мы успели покинуть Северную столицу без особых трудностей. Объявили войну, находиться в Калинине было небезопасно, и мы двинулись в сторону Гориц. Именно там мы и пережидали трудные годы, вернувшись к бабушке и деду обратно только в 1944-м.
Мой дед Иван Миронович был мастером на все руки - столяр, краснодеревщик, штукатур, моляр, в том числе он строил и дома. В Твери еще осталось несколько зданий, построенных при его непосредственном участии, в частности здание ДК «Металлист». Глядя на его энтузиазм, с которым он трудился, я с детства «впитывал» любовь к строительству. Меня всегда поражали различные архитектурные формы и решения, которые он применял в работе.

После снятия Блокады Ленинграда мы попытались вернуться, но наше жилье уже было занято. И мы решили остаться в Калинине. Отец в то время участвовал в эвакуации вагоностроительного завода на Дальний Восток. Поскольку он работал один, нам приходилось очень тяжело. В 44-м снова произошло пополнение в семье – родился еще один брат - Александр. Конечно, ответственность за младших братьев наложила определенный отпечаток: я рано стал самостоятельным и ответственным. А когда в 1953 году появилась сестра – ответственность только утроилась.

- С чего начались Ваши университеты? Почему Вы решили посвятить свою жизнь науке? Это был осознанный выбор?

- Как бы сложно ни было, мама всегда настаивала на том, что мы должны получить образование. Отучившись семь лет в 21-й школе, я поступил в Калининский вагоностроительный техникум. После окончания техникума, как лучшего выпускника, меня направили в Ленинград на Кировский завод. Однако закрепиться там не получилось. Мне просто негде было жить. Из всех родственников, а их там проживало до войны около 30 человек, осталась жива одна тетя. Все остальные погибли либо на фронте, либо во время Блокады. Обременять ее мне просто не захотелось. Попробовал устроиться в Барнаул, собрал огромный чемодан с вещами, а когда прибыл на место, мне дали отворот поворот – молодые специалисты не требовались. Пожалуй, это было мое первое крупное разочарование в жизни: быть во всем впереди и в одночасье оказаться невостребованным. Но я не из тех, кто привык опускать руки. В итоге, я устроился на работу в Калининоблпроект сначала на должность техника, а потом стал инженером.
Так прошел год. В 1958 году меня призвали в армию. Я попал в войска Комитета Госбезопасности. Лидером я стал и здесь. Быстро получил звание старшего сержанта. За три года мне довелось служить в Литве, Латвии, а последней точкой стала Германия. Возможность учиться я не упустил и тут, закончив берлинскую школу Карлхост. После окончания службы я решил получить высшее образование. Мне всегда хотелось заниматься научной деятельностью. Волею судьбы я оказался снова в Калинине и поступил в политех, а после защиты стал работать на кафедре «Сопротивления материалов».

- Вами опубликовано около 400 научных работ, включая монографии, учебные пособия, патенты и авторские свидетельства на изобретения. Вы активно занимаетесь общественной деятельностью. Как вы все успеваете? Есть ли какой-то персональный секрет? Может быть, у вас особый распорядок дня?

- Просто я всегда руководствуюсь одним замечательным словом - «Надо». Если ты ставишь перед собой цель, будь любезен достичь ее. Три ли часа потребуется на ее исполнение – либо три недели – все равно. Я привык быть лидером во всем. Родился под знаком льва и струсить где-то, отступить – это не про меня. Кроме того, большую роль в моем становлении сыграл спорт. С 18 лет входил в сборную области по баскетболу, участвовал в различных соревнованиях, а потом, работая в политехе, стал заниматься в вузе еще и тренерской работой.

- Есть всем известная поговорка «Где родился – там и пригодился», как в случае с Вами, однако сегодня, студенты, окончив тверские вузы, устремляются в столицу. Что, на Ваш взгляд, может в корне изменить ситуацию?

- Действительно, эту тенденцию отмечают многие руководители тверских предприятий. Зачастую выпускники идут работать не по специальности, их «поглощает» другой рынок труда. Ребят нужно стимулировать возможностью профессионального роста, достойной заработной платой и так далее. Однако следует понимать, что создание своеобразного инкубатора достатка для молодых специалистов не должно являться панацеей и сверхзадачей, главное – по-настоящему заинтересовать их тем, чем они будут заниматься в дальнейшем. Важно, чтобы на работу хотелось приходить, а не поскорее уходить с нее. Как этого добиться? Ответ прост – заниматься кадровым планированием, которое предполагает проектирование карьеры молодого сотрудника еще со студенческой скамьи. Следует вовлекать студентов в проекты, конференции, семинары, научную работу, исследования, тем самым воспитывая специалистов и постепенно приучая к специфике работы в отрасли.

- При том, что Вы были ректором университета, сейчас являетесь Президентом политеха, вы еще и бессменный руководитель кафедры «Автомобильные дороги, основания и фундаменты». Что вообще для Вас значат дороги? Какую роль они играют в развитии регионов, с точки зрения бывшего Председателя законодательного собрания Тверской области?

- Для нашей матушки-России дороги - это все. Это жизненно важные артерии. О каком, например, развитии транспорта может идти речь, если не развиваются дороги. Простой обыватель, к сожалению, очень часто критикует состояние дорожной отрасли, не понимая многих нюансов. Конечно, в чем-то критика бывает справедлива, но далеко не всегда. Возьмем, Тверскую область. Здесь сложные инженерно-геологические условия, поэтому их не то что строить, а и содержать не всегда просто. Безусловно, на нынешнем состоянии отрасли во многом сказалась ликвидация региональных дорожных фондов. Почти десять лет дорожное хозяйство просто недофинансировалось.

Во время моей работы в Законодательном Собрании, вопрос финансирования дорог стоял всегда на первом месте. Я понимал, что процент отчисления средств из регионального бюджета должен соответствовать тем объемам работ, которые необходимо производить на дорогах. И эти объемы были колоссальны по вполне понятным причинам, ведь Тверская область является крупнейшей в ЦФО по протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Отрадно, что с возрождением дорожных фондов в 2012 году отрасль начала подниматься, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Еще радостнее, что возрождением отрасли занимаются наша гордость - выпускники политеха, которые знают о проблемах в сфере дорожного хозяйства не понаслышке.

- Три года назад Губернатор Тверской области Андрей Владимирович Шевелев выступил с инициативой создания общественных советов при исполнительных органах власти. Как Вы оцениваете роль таких институтов?

- Безусловно, положительно. Несмотря на то, что наш общественный совет, как и многие другие, носит рекомендательный характер, он является той площадкой, на которой можно выслушать мнение авторитетных людей, получить обратную связь и перенять опыт тех специалистов, которые в свое время также занимались вопросами развития дорожной и транспортной отраслей Верхневолжья. Просто порой нам, общественникам, нужно быть более активными, чтобы претворять в жизнь значимые для региона проекты.

Уважаемый Вячеслав Александрович!

В день Вашего юбилея примите искренние поздравления от коллективов Министерства транспорта Тверской области и государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области».

Вся Ваша профессиональная, научная и педагогическая деятельность связана с Тверским государственным техническим университетом. Почти полвека Вы посвятили благородному делу воспитания и подготовки молодых специалистов, пройдя трудовой путь от ассистента кафедры до президента ТвГТУ. Многие поколения выпускников знают Вас как замечательного педагога, в котором сочетаются дар ученого с опытом практической работы и житейской мудростью, высокая требовательность и организованность – с доброжелательностью и душевной теплотой.

Убеждены, что Ваши разносторонние знания и талант руководителя, целеустремленность, активная жизненная позиция и впредь будут направлены на благо ТвГТУ и региона в целом.

В этот знаменательный день желаем Вам успехов во всех начинаниях, крепкого здоровья и благополучия! Пусть Вам сопутствует удача, а Ваш дом всегда будет полон добра, любви и гармонии!

Министр Транспорта Тверской области А.В. Суязов

Директор ГКУ «Дирекция ТДФ» С.Е. Соляхутдинов

Есть вопрос? Напишите нам